Готовим модели для 3D-печати с помощью программы Blender

3D-печатью называется вариант создания объекта с нуля по имеющемуся заранее трёхмерному чертежу с применением метода послойного наплавления. 3D-печать позволяет достигнуть наибольшей экономии материала.

Создание 3D-моделей — вопрос очень разносторонний, и поэтому в рамках небольшой статьи рассмотреть его не представляется возможным. Ниже описывается, как уже если и не полностью законченная, то, по крайней мере, «шаблонная» 3D-модель готовится для печати с использованием программы Blender.

blender-3d-printing-01

Найдите открытые поля
Когда имеющаяся 3D-модель создана методом соединения объектов или сеток полигонов, для начала нужно точно узнать, что у каждой из частей такой модели абсолютно закрытые края. Чтобы это сделать, необходимо включить режим правки, нажав А (единожды для выделения любой границы, дважды, чтобы отменить выделение), потом необходимо использовать сочетание кнопок Ctrl-alt-shift-M (на операционных системах Macintosh — Ctrl-opt-shift-M).blender-3d-printing-02blender-3d-printing-03Идем дальше, каждая открытая граница будет отмечена. Очень часто для исправления этой ошибки необходимо сделать другую плоскость с 3-4 границами (кнопка F).

blender-3d-printing-04

Бывает, попадаются блуждающие грани, либо ни к чему не привязанные, либо соединённые лишь с одной верхушкой края. Частенько такие границы без каких-либо сомнений удаляют, кроме вариантов, когда они действительно нужны. Например, когда они используются с целью изменения образца специальной формы с помощью редактора подповерхностей (Subsurf modifier). В данной ситуации необходимо сначала использовать этот редактор, а уже после убрать бесполезные границы. Также не нужно пропускать открытые границы, являющиеся частицей пересекающихся плоскостей.

Стоит пересмотреть края всех граней, обозначенных, как незакрытые. Не исключено, что некоторые их них являются неправильными — либо созданы в неверном направлении (см. изображение выше), либо не имеют отношения к полигональной сетке. Тогда необходимо удалять этот блок и пересоздавать его дальше вручную.
Есть один приём, очень упрощающий весь труд — необходимо отметить открытые области, кликая правой кнопкой мыши по граням и удерживая клавишу Ctrl. Таким образом, можно отметить не только открытые границы, но и площади возле них. Потом кликаем shift-H для скрытия других границ. Данным способом не открытые частицы модели будут скрыты, и вам будет значительно проще убирать все недостатки.

blender-3d-printing-05Очистка: соедините полигональные сетки, воспользовавшись модификатором Booleans (Логический).

blender-3d-printing-06Как только все полигональные сетки закроются, проверьте то, что все они образуют один объект. Нельзя использовать Booleans модификаторы к полигональным сеткам, относящимся к одним и тем же объектам. Также есть способность отделить сетки, выделив все их грани и щёлкнув P. Потом выделите одну вершину, далее, зажав Ctrl, выберите все остальные. Чтобы отобрать все полигональные сетки одного объекта, нажмите Р и кликните на функцию «By Loose Parts» (По несвязанным частям).

blender-3d-printing-07После того, как все полигональные сетки станут разделены, следует проверить, что они не открыты, сохраните проект и копию файла blender для создания из нее версии, подходящей для печати.
Открыв скопированный файл, по одному выбирайте каждый из обрабатываемых объектов. Перейдя в режим объекта, используйте все необходимые модификаторы. Потом войдите в режим редактирования, нажав кнопку А единожды, либо дважды, с целью выделения всех границ. После нажимайте Ctrl-T для триангуляции всех поверхностей.
Еще раз перейдите в режим объекта, выберите две полигональные сетки, которые пересекают друг друга, и щёлкните W. Затем кликните по опции Union, далее сетки соединятся (эта функция не удаляет исходники). Процесс соединения занимает определённое время.

Выберите новый из соединённых объектов, перейдите к режиму редактирования. Нужно нажать клавишу A один-два раза, потом с помощью Ctrl+Alt+Shift+M выполнить выделение незакрытых областей. В режиме редактирования подобные ошибки исправлять совсем не трудно. Как правило, соединение полигональных сеток устраняет проблему открытых зон, но лучше всё же провести проверку модели.

Затем выделяйте целиком все сетки и опять выполняйте триангуляцию. По завершению сетка будет целиком подготовлена к дальнейшему объединению при необходимости.

Когда две полигональные сетки имеют несоизмеримую плотность грани, происходит подразделение той части, где вершин меньше всего. Потом полигональную сетку нужно триангулировать, то есть перестроить в треугольники (Ctrl-T). Blender может значительно «тормозить» при этом, таковы его особенности. После объединения всегда сохраняйтесь и только потом убирайте области, которые не закрыты.

В завершение, поставьте для модели нужный размер (масштаб) и файл, наконец, можно экспортировать в STL — он абсолютно готов для 3D-печати.

Не забывайте включать в настройках Blender на вкладке Дополнения модуль «3D Printing Toolbox». При его включении, на панели инструментов появится новая вкладка «3D-печать» с инструментами, облегчающими подготовку модели к печати.

blender-3d-printing-08

Понравилось? Покажи друзьям!

Вам понравится

Авторизация
*
*
Генерация пароля