Стелс-разведчик, напечатанный на 3D-принтере

На днях стартует знаменитое британское авиашоу в Фарнборо, которое проходит раз в два года. Уже известно, что в Фарнборо пройдёт сразу несколько крупных анонсов, связанных с индустрией 3D-печати. Среди них:

  • презентация гражданского авиалайнера Boeing 737 MAX, который оснащён распечатанными на 3D-принтере двигателями LEAP;
  • первая публичная демонстрация истребителя-«невидимки» F-35 Lighting II (некоторые элементы его стелс-конструкции произведены аддитивным методом);
  • некое «крупное» мероприятие, запланированное норвежской компанией Norsk Titanium (NTi).

Фирма NTi выпускает комплектующие для аэрокосмической индустрии, которые созданы при помощи промышленной аддитивной 3D-печати. Производственные мощности есть и в Норвегии, и в США.

Lockheed_Blackbird-cover

За пределами авиакосмической отрасли, имя Norsk Titanium редко «светится» в новостях. Известно, что за своё существование компания потратила на исследования и разработки в области 3D-производства более $80 млн., а в составе руководства – сразу трое экс-руководителей фирмы Pratt & Whitney: производителя авиадвигателей и боевых дронов.

Что общего у сверхзвукового стелс-разведчика и 3D-принтеров

Картинка: Легендарный SR-71 "Блэкбёрд" – стратегический разведчик и скоростной рекордсмен. Его преемник тоже будет создан из титана, но, похоже, при помощи 3D-печати.

Картинка: Легендарный SR-71 «Блэкбёрд» – стратегический разведчик и скоростной рекордсмен. Его преемник тоже будет создан из титана, но, похоже, при помощи 3D-печати.

Титан традиционно ассоциируется с авиакосмической отраслью. Великолепное соотношение прочности/массы при довольно дорогом производстве делают этот материал доступным лишь для серьёзно финансируемых околовоенных программ. Среди таких проектов был самолёт-шпион Lockheed Martin Blackbird SR-71, чей корпус на 85% состоял из титана. Стелс-истребителю SR-71 уже 40 лет принадлежит рекорд скорости: 3530 км/ч. Все 18 «стратегов» были сняты со службы в 1998-1999, но замены им так и не было представлено. Возможно, технологии трёхмерной печати на вооружении Norsk Titanium изменят ситуацию, и анонс этого события пройдёт на авиашоу в Фанрборо?

Слухи о разработке SR-72 поползли в 2007 году: стало известно, что NASA собирается вложить в проект более 900 млн долларов. Известно, что постройка первого Lockheed SR-72 начнётся в 2018 году, а полёты запланированы на 2023.

Титан и авиапромышленность

Титановые компоненты, созданные при помощи технологий аддитивной печати, обладают серьёзными преимуществами перед традиционными субтрактивными методами (литьё и фрезеровка, к примеру).

SR-71-Blackbird-parts

Вице-президент Norsk Titanium Чип Йейтс (Chip Yates): «Технологии трёхмерной печати неплохо показали себя при создании авиационных деталей наподобие компонентов двигателя GE LEAP.  Мы же занимаемся ещё более полезной задачей – «печатью» структурных компонентов для самолётов, где 3D-печать пока ещё не применялась. Мы даже не конкурируем с 3D-компаниями, занятыми в производстве сравнительно небольших механизмов. Наша ниша – производственные 3D-процессы, более схожие с ковкой, выплавкой и мехобработкой».

nt_logo

Норвежская фирма Norsk Titanium: аддитивные технологии, титан + авиация. Первые настоящие самолёты «рождённые» на 3D-принтере.

Norsk Titanium – не обычный производитель промышленных 3D-принтеров по металлу. «Мы не продаём 3D-принтеры: NTi – субподрядчик сразу двух крупных авиастроителей», — продолжает руководитель норвежской фирмы. «Мы используем собственные механизмы для производства аэрокосмических устройств. Производством занимаемся мы сами, разработкой авиатехники – компании уровня Airbus и Lockheed».

Norsk_Titanium_printing

Рабочая камера трёхмерного принтера NTi: «печатается» крупная титановая деталь для нужд компании Airbus.

Похоже, что в ближайшие недели ожидаются действительно крупные анонсы как в области промышленного 3D-производства, так и в сфере авиастроения, а Norsk Titanium станет едва ли не самым крупным игроком промышленной трёхмерной печати.

Понравилось? Покажи друзьям!

Вам понравится

Авторизация
*
*
Генерация пароля